Лимит превышен: как семейная ипотека тормозит покупку больших квартир

Парадокс рынка новостроек: покупатели приобретают небольшие лоты гораздо чаще, чем традиционные семейные форматы — двух- и трёхкомнатные квартиры.

Драйвер и одновременно ограничитель спроса на просторные лоты — семейная ипотека. Её лимит определяет, что может позволить себе среднестатистическая пара с детьми. Как отмечает Валерия Цыганок, руководитель отдела аналитики ГК ТОЧНО, в Краснодарском крае уровень реализации однокомнатных квартир превышает продажи двухкомнатных на 16%, а трёхкомнатных — на 40%.

«Сегодня покупатель выбирает не то, что ему подходит по потребностям, а то, что он может себе позволить в рамках лимитов семейной ипотеки. А так как в общем объеме продаж почти 90% квартир продается именно так, то условия льготных программ определяют структуру спроса. Рынок нуждается в системных решениях, с новыми мерами поддержки от государства. Например, необходимо наличие возможности перейти от фиксированного лимита по семейной ипотеке к дифференцированной системе, когда льготный лимит напрямую зависит от комнатности приобретаемого жилья. Пока же мы видим, что «двушки» и «трешки» остаются нереализованными, а всё, что попадает под лимиты льготного кредита, вымывается мгновенно», — говорит Валерия Цыганок.

Девелоперы реагируют на поведение покупателей и продолжают проектировать наиболее ликвидные малогабаритные квартиры, а семьи — приобретать их, потому что только так они укладываются в лимит. В результате, по данным социологов, сегодня более 60% молодых пар в России называют жилищную проблему главным препятствием для увеличения семьи.

В Москве наблюдается противоположный тренд, но структура спроса пока что похожа на другие регионы, отмечает Пётр Барсуков, бизнес-консультант, партнёр компании Develika. «Столица последовательно движется в сторону снижения объёмов малогабаритного жилья — как в уменьшении доли однокомнатных лотов в проектах, так и в увеличении их площади. Но при этом небольшие квартиры продолжают лидировать в объёме сделок — немногим меньше 40%. Ключевой фактор выбора здесь, конечно, цена. В условиях стагнации ипотеки — это очевидный ответ покупателей», — говорит эксперт.

По мнению Петра Барсукова, без роста доходов и доступной ипотеки рынок рискует столкнуться с затовариванием девелоперов невостребованными квартирами, а в перспективе — с новым витком ценового роста и сокращением предложения.

Выбор квартиры малой площади — это также осознанная экономия на будущих расходах: коммунальных платежах, ремонте, налоге на имущество, отмечает Ольга Андреева, заместитель коммерческого директора девелоперской компании «Север».

«Выбор у покупателей часто сводится к компромиссу: новая квартира минимальной площади в строящемся доме или большей площади во вторичке. Чтобы изменить ситуацию, необходимо признать — текущая модель, завязанная на льготной ипотеке, исчерпала свой потенциал. Поддержка должна быть не паллиативной, а инвестиционной — в будущих налогоплательщиков и стабильных граждан. Снижение ставок через госпрограммы должно быть адресным, долгосрочным и привязанным к конкретным социально-экономическим целям», — считает Ольга Андреева.

Комментариев пока нет.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Пользовательское соглашение

Опубликовать