Почти четверть опрошенных россиян потратить 13-ю зарплату «на мечту»

Россияне стали чаще откладывать на мечту и закрывать долги предновогодней премией. К такому выводу пришли аналитики финансового маркетплейса Выберу.ру в ходе опроса 3000 пользователей в возрасте от 18 до 60 лет. Цель исследования – узнать, как меняются предпочтения россиян в отношении трат предновогодней годовой премии — так называемой 13-й зарплаты.

Согласно итогам опроса, большинство участников — 38% — планируют потратить премию на закрытие текущих обязательств: оплату коммунальных услуг, погашение кредитов и налогов. В прошлом году таких респондентов было лишь 20%. Структура других категорий также заметно изменилась. Так, 23% в этом году заявили, что собираются отложить премию «на мечту» – крупную нерациональную покупку, путешествие или личный проект. Год назад подобную готовность высказали лишь 13%.

Еще 22% опрошенных хотят сохранить премию в виде финансовой подушки безопасности. Этот показатель почти не изменился, колеблясь в пределах 20% в прошлые годы. Лишь 9% участников опроса сообщают, что планируют потратить 13-ю зарплату на праздничные траты – подарки, развлечения или новогодний отдых. Год назад таких респондентов было больше – 21%. Оставшиеся 8% анкетируемых затруднились ответить на вопрос или выбрали иные варианты ответа, среди которых наиболее часто встречаются оплата учебы себе или детям, строительство, ремонт и лечение.

Примечательно, что респонденты, планирующие закрыть долги новогодней премией, стали младше в сравнении с прошлым годом. Если в 2024 году средний возраст анкетируемых из данной группы составлял 46 лет, то теперь опустился до 31 года.

При этом тратить премию “на мечту” чаще стали люди в возрасте старше 50 лет, в то время как годом ранее средний возраст респондентов, выбравших этот вариант ответа, составлял 28 лет. При этом закрыть долговые обязательства новогодней премией чаще остальных хотят представители сферы IT, финансов и торговли. В то время как на исполнение заветных желаний деньги готовы тратить в основном работники в области образования, медицины и креативных индустрий. На новогодний отдых при этом чаще остальных премию предпочитают тратить представители сферы торговли, самозанятые и студенты. А в качестве финансовой подушки безопасности тринадцатую зарплату чаще рассматривают представители технологических областей.

«Мы видим, что россияне реже направляют премию на короткие эмоциональные покупки и чаще — на накопления, особенно связанные с будущими крупными целями. Увеличившаяся доля тех, кто откладывает средства «на мечту», позволяет говорить о формировании новой потребительской модели, в которой эмоциональная ценность покупки не исчезает, но переносится в будущее и обретает более рациональные основания. Эта тенденция дополняется ростом финансовой дисциплины: почти половина респондентов подходит к распоряжению премией заранее, а число тех, кто тратит всё сразу, продолжает сокращаться. Также мы видим почти двукратное увеличение количества респондентов, которые решили закрыть долговые обязательства перед новым годом. Это важные аспект в поведении потребителей финансовых услуг, который усиливается последние несколько лет. Тут играет роль и популяризация финансового просвещения, и в принципе переработка личных финансовых моделей», – рассказывает Анна Романенко, директор департамента коммуникационной политики Выберу.ру.

Комментариев пока нет.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Пользовательское соглашение

Опубликовать